С задачами и проводками по новому плану счетов
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС представляет собой разновидность налога с оборота. Налог на добавленную стоимость в своем современном виде введен в РФ в 1992 г. и в настоящее время регулируется следующими нормативными документами:
- Закон РФ от 06.12.1991г. № 1992;Налоговый кодекс РФ часть № 2 вводится с 01.01.2001г.
НДС взимается по ставке 20%, а при реализации отдельных продуктов питания и товаров для детей - по ставке 10%. В федеральный бюджет зачисляется 85% направляемой в бюджет суммы НДС, а в бюджет субъекта Российской Федерации - 15%. НДС, взимаемый таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный бюджет.
Нормативные документы: Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НК РФ
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) (Статья 143. Налогоплательщики а т.ж.Статья 144, 145 НК РФ).
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.(см. Статья 153-162НК РФ)
Статья 146. Объект налогообложения НК РФ
1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения: (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
6) операции по реализации земельных участков (долей в них). (пп. 6 введён Федеральным законом от 20.08.2004 N 109-ФЗ)
Статья 164 НК РФ. Налоговые ставки.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 18.08.2004 N 102-ФЗ)
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию; (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам; (пп. 6 в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
8) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
(пп. 8 введён Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:
1) продовольственных товаров;
2) товаров для детей;
3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
4) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
3. Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи. (п. 3 в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
4. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. (п. 4 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
5. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
6. По операциям реализации товаров (работ, услуг), предусмотренным подпунктами 1 - 7 пункта 1 настоящей статьи, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация.
Статьи 171,173 НК РФ
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет НК РФ.
1. Оплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. (абзац введён Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ)Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ)
5. Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)6. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НДС можно использовать как метод определения выручки по моменту оплаты, так и по моменту отгрузки (обязательно указать в приказе об учетной политике) Для исчисления налога на прибыль применим, в основном, только метод начисления (по отгрузке). Датой получения доходов признается день отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественного права независимо от фактического поступления денежных средств. Кассовым методом называется метод, при котором доходы (расходы) для целей налогообложения прибыли учитываются в том периоде, в котором они были получены (оплачены). Применять кассовый метод могут только те предприятия, у которых сумма выручки от реализации товаров (без НДС) за предыдущие 4 квартала в среднем не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.
Вариант 1. Метод определения выручки по моменту оплаты для целей бухучета. | ||
---|---|---|
41(43) | - | Товар или ГП на складе для реализации |
45 | 41/43 | Списан отгруженный товар или ГП, на которую не перешло право собственности к покупателю |
51(50) | 90.1 | Получена выручка на р/сч или в кассу |
90/3 | 68.2 | Начислен НДС по реализованному товару |
90/2 | 45 | Списан отгруженный товар после оплаты и перехода, прав соб-ти на него к покупателю |
90/ | 44 | В конце месяца списаны издержки обращения |
90/9 | 99 | В конце месяца формируется финансовый результат |
Вариант 2. | ||
---|---|---|
41/43 | - | Товар или ГП на складе для реализации |
62 | 90/1 | Отражена выручка от продажи товара |
90/2 | 41/43 | Списан реализованный товар по покупной цене |
90/3 | 68/2 | Начислен НДС по реализованному товару |
90/7 | 44 | В конце месяца списаны издержки обращения |
90/9 | 99 | В конце месяца формируется финансовый результат |
50/51 | 62 | Получена оплата от покупателей |
Вариант 3. Бухгалтерский учет-по отгрузке. Налогообложение НДС-по оплате | ||
---|---|---|
41/43 | - | Товар или ГП на складе для реализации |
62 | 90/1 | Отражена выручка от продажи товара |
90/2 | 41/43 | Списан реализованный товар по покупной цене |
90/3 | 76НДС | Начислен НДС по реализованному товару |
90/7 | 44 | В конце месяца списаны издержки обращения |
90/9 | 99 | В конце месяца формируется финансовый результат |
50/51 | 62 | Получена оплата от покупателей |
76НДС | 68/2 | Начислена задолженность перед бюджетом по НДС после оплаты (Письмо Минфина РФ от 12.11.96№96) |
Синтетический учёт товаров и их реализации
Для организаций торговли доходом от реализации товаров является валовая прибыль (торговая наценка, торговое наложение). В соответствии с Планом счетов валовая прибыль определяется как разница между продажной и покупной и покупной стоимостью товаров. Полная стоимость товаров в продажных ценах определяется как выручка от реализации товаров или товарооборот. Различают оптовую и розничную торговлю. ФЗ от 02.01.2000 г. №36-ФЗ внесены существенные изменения в порядок исчисления НДС. Заготовительные, снабженческо-сбытовые и другие торговые организации товар на балансе ч.41 приходуют без НДС. НДС, по этим товарам, в балансе отражается по счету 19.
При оптовой торговле:
Задача. Организация приобрела товар у поставщика за 120000, в т.ч. НДС 18305,08. Товар продан покупателям за 180000/безнал./ погашена задолженность поставщику с р/сч. В конце месяца списаны издержки обращения -35000
Дт | 41 | Кт | 60 | 101694,92 | Оприходован товар от поставщика |
Дт | 19/3 | Кт | 60 | 18305,08 | Отражён НДС по оприходованному товару |
Дт | 62 | Кт | 90/1 | 180000,00 | Отражена выручка от продажи товара |
Дт | 90/2 | Кт | 41/1 | 101694,92 | Списан реализованный товар по покупной цене |
Дт | 90/3 | Кт | 68/2 | 27457,63 | Начислен НДС по реализованный товар по покупной цене |
Дт | 51 | Кт | 62 | 180000,00 | Получена оплата от покупателей |
Дт | 60 | Кт | 51 | 120000,00 | Оплачено поставщику за поставленный товар |
Дт | 68/2 | Кт | 19/3 | 18305,08 | Возмещен НДС по оприходованному, оплаченному товару согласно счету-фактуре |
Дт | 90/7 | Кт | 44 | 35000,00 | В конце месяца списаны издержки обращения |
Дт | 90/9 | Кт | 99 | 16694,92 | В конце месяца формируется финансовый результат |
Оптовая торговля с получением аванса
1. Получен аванс от покупателя
Дт 51 Кт 62.2 82600=
Дт 62 Кт 68 12600=(с/ф и регистрация в книге покупок)
2. Оплачено поставщику за товар
Дт 60 Кт 51 70800=
3. Оприходован товар
Дт 41 Кт 60 60000=
Дт 19 Кт 60 10800=
4. Зачёт аванса
Дт 68 Кт 19 10800 регистрация в книге покупок
5. Отгружен товар покупателем
Дт 62 Кт 90.1 82600=
Дт90.3Кт 68 12600 (выписывается с/ф№2 и регистрируется в книге продаж)
Дт 62АВ Кт62 12600=(зачёт НДС с аванса)
Дт 68 Кт 62АВ (зачёт НДС)
6. Списан реализованный товар
Дт 90.2 Кт 41 60000=
Издержки Дт 90.2 Кт 44
7. Определён финансовый результат
Дт 90.9. Кт 99 прибыль
Розничная торговля
А) в покупных ценах (сч.41) -вид определяется учетной политикой
Б) в продажных ценах сч.42 (наценка) - вид определяется учетной политикой
1. Приобретён товар у поставщика
Дт 41 Кт 60 10000=
Дт 19 Кт 60 18000=
Дт 41 Кт 42 35700= (наценка + НДС цены с наценкой)
100000*15%=15000-наценка
115000+18%=20700 ндс на продажу с наценкой
15000+20700=35700
2. Оплачено поставщику
Дт 60 Кт 51 118000=
Дт 68 Кт 19 18000= регистрация с/ф в книге покупок
3. Получена выручка в кассу
дт50 Кт 60.1 135700=
Дт 90.3 Кт 68 20700(135700*18/118)
4. Списан товар
Дт 90.2 Кт 41 135700
5. Списывается реальная торговая наценка
Дт 90.2 Кт 42 35700 (красное сторно)
смотри Письмо комитента по торговле от 10.07.1996 №1-794/32-5"Метод. Рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения…
6. Списаны издержки
Дт 90.2 Кт 44 7000=
7. Определён финансовый результат Дт 90.9 Кт 99 8000=
Возврат товара
Приобретён товар на сумму 118000= в т.ч. 18000= ндс, из этого товара на предполагается реализовать оптом на сумму 82600 в т.ч. 12600= ндс. (продажная цена 99120 (в т.ч. НДС 15120=) а товар на сумму 35400=(ндс 5400=) в розницу (продажная цена 40710 в т.ч. ндс 6210=)
1 | Дт | 60 | Кт | 51 | 118000 | Оплата поставщику за товар |
2 А) | Дт | 41 | Кт | 60 | 70000 | Принят товар на учёт Для реализации оптом |
Дт | 19 | Кт | 60 | 12600 | ||
Дт | 68 | Кт | 19 | 12600 | ||
Б) | Дт | 41 | Кт | 60 | 30000 | Для реализации в розницу |
Дт | 19 | Кт | 60 | 5400 | ||
Дт | 68 | Кт | 19 | 5400 | ||
Дт | 41 | Кт | 42 | 10710 | ||
3 | Дт | 62 | Кт | 90/1 | 99120 | Реализован товар оптовому покупателю |
Дт | 90/3 | Кт | 68(76) | 15120 | ||
Дт | 90/2 | Кт | 41 | 70000 | ||
4 | Дт | 51 | Кт | 62 | 99120 | Получены денежные средства |
Дт | 76 | Кт | 68 | 15120 |
Часть товара на сумму продажной стоимости 11800 в т.ч. НДС 1800= была возвращена покупателем. Покупная стоимость возвращаемого товара 8334=.
Возврат товара может быть обоснованный и необоснованный.
Обоснованный - по ст. 460-485 ГК РФ (акт на возврат).
Необоснованный - по накладной.
5.а) | Дт | 62 | Кт | 90/1 | 11800 | Обоснованный возврат в след. нал. периоде |
Дт | 90/3 | Кт | 68 | 1800 | ||
Дт | 90/2 | Кт | 41 | 8334 | ||
5.б) | Дт | 62 | Кт | 62/АВ | 11800 | Обоснованный возврат (можно сделать в текущем налоговом периоде) |
Дт | 62АВ | Кт | 68.2 | 1800 | Счет фактура в 1 экземпляре в книге продаж в случае акта со ссылкой. | |
6 | Дт | 50 | Кт | 90/1 | 40710 | Реализован товар в розницу |
Дт | 90/3 | Кт | 68 | 6210 | ||
Дт | 90/2 | Кт | 41 | 40710 | ||
Дт | 90/2 | Кт | 42 | 10710 |
Часть товара на сумму 5428= была возвращена покупателем. Торговая наценка на возвращенный товар 1428=
7 | Дт | 41 | Кт | 76 | 5428 | Товар принят на учёт |
Дт | 90/2 | Кт | 42 | 1428 | Восстановлена торговая наценка | |
Дт | 90/1 | Кт | 90/2 | 5428 | Корректировка розничного товарооборота | |
Дт | 90/3 | Кт | 68/2 | 828 | Строка 360 налоговой декларации | |
Дт | 76 | Кт | 50 | 5428 | Возврат денег из кассы |
При розничной торговле в соответствии с законодательством учёт поступления товаров можно учитывать по покупным или по продажным ценам.
Задача. Организация розничной торговли приобрела у поставщика 100 единиц товара по 1180 рублей за единицу на общую сумму 118000, включая НДС 18000 Продажная цена с учетом издержек обращения 165200 (торговая наценка 40%), включая НДС. В этом месяце продано 63 единицы товара на общую сумму 104076 включая НДС. Поставщику перечислено п/п 50% поставки 52038 в т. ч. НДС 7938 В этом месяце издержки составили 17000 руб.
Вариант 1. Учёт ведется по покупным ценам.
В этом случае учёт поступления и реализации товаров на предприятии розничной торговли может быть организован по аналогии с учетом, ведущимся на предприятии оптовой торговли, на которых организован количественно-суммовой учёт товаров с использованием средств автоматизации.
Дт | 41/2 | Кт | 60 | 100000 | Оприходован товар от поставщика |
Дт | 19/3 | Кт | 60 | 18000 | Отражён НДС по оприходованному товару |
Дт | 50 | Кт | 90/1 | 104076 | Отражена выручка за проданный товар |
Дт | 90/2 | Кт | 41/2 | 74340 | Списан реализованный по покупной цене |
Дт | 90/3 | Кт | 68/2 | 15876 | Начислен НДС |
Дт | 51 | Кт | 50 | 105840 | Сдана выручка в банк, зачислена на р/с |
Дт | 60 | Кт | 51 | 59000 | Частично (50%) заплачено поставщику за товар |
Дт | 68/2 | Кт | 19/3 | 9000 | Возмещен НДС по оприходованному, оплаченному товару согласно счету-фактуре |
Дт | 90/7 | Кт | 44 | 17000 | В конце месяца списаны издержки обращения |
Дт | 90/9 | Кт | 99 | 8000 | В конце месяца формируется финансовый результат |
Вариант 2. Учёт ведется по продажным ценам.
В данном случае организация учета по аналогии с предприятиями оптовой торговли невозможна, поскольку предприятия оптовой торговли ведут учёт товаров всегда по покупным ценам. Если учетной политикой организации торговли предусмотрен учёт товаров с применением сч.42 "Торговая наценка" то товары в БУ числятся по продажной стоимости/только для розницы и общепита.
Дт 41 Кт 42 начисленная наценка
Предыдущая задача будет решаться следующим образом:
При оприходовании товара определяется продажная стоимость оприходованного товара 118000*140%=165200
Таким образом, на счете 41/2 должно быть оприходовано товара на сумму 165200.
Дт | 41/2 | Кт | 60 | 100000 | Оприходован товар от поставщика |
Дт | 19/3 | Кт | 60 | 18000 | Отражен НДС по оприходованному товару |
Дт | 41/2 | Кт | 42 | 65200 | Отражена торговая наценка по товару (стоимость товара доведена до продажной цены) |
Дт | 50 | Кт | 90 | 104076 | Отражена выручка за проданный товар |
Дт | 90/2 | Кт | 41/2 | 104076 | Списан реализованный по продажной цене |
Дт | 90/2 | Кт | 42 | Сторно по окончании месяца списано реализ. Торговое наложение на основании расчета | |
Дт | 90/3 | Кт | 68/2 | 165200 | Начислен НДС |
Дт | 51 | Кт | 50 | 104076 | Сдана выручка в банк, зачислена на р/с |
Дт | 60 | Кт | 51 | 59000 | Частично (50%) заплачено поставщику за товар |
Дт | 68/2 | Кт | 19/3 | 9000 | Возмещен НДС по оприходованному, оплаченному товару согласно счету-фактуре |
Дт | 90/7 | Кт | 44 | 17000 | В конце месяца списаны издержки обращения |
Дт | 90/9 | Кт | 99 | 8000 | В конце месяца формируется финансовый результат |
*Расчёт реализованной торг. наценки согласно плана счетов.
1 | - | Сумма наценок на начало месяца на остаток товара (Сдо кр сч.42) |
2 | 65200 | Сумма оборотов по кр. Сч.42-Сумма по дт. Сч. 42 (прочие списания, возвраты) |
3 | 104076 | Сумма реализованных за месяц товаров по продажным ценам (Кр оборот по сч.90) |
4 | 61124 | Остаток товаров на конец месяца по продажным ценам (сдо по сч.41) |
5 | 39,4673 | Средний процент торговых наценок (стр1+стр2)/(стр3+стр4)*100% |
6 | 24124 | Сумма наценок на остаток товаров на конец отчетного периода (стр4*стр5/100) |
7 | 41076 | Сумма торговых наценок на реализованные товары за отчетный период (стр1+ср2-стр6) |
При наличии в организации и розничной торговли и оптового товарооборота следует вести, раздельный учёт получаемо выручки.
Для целей бухгалтерского учета применяется метод определения выручки по моменту отгрузки товаров (в связи с переходом прав собственности на продукцию, товар к покупателю), кроме случаев, когда договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права собственности, например по мере оплаты (тогда применяется сч.45 "Товары отгруженные").
Предоплата
При получении предоплаты от покупателя в счет продажи ему товаров (либо иных активов) применяется пассивный субсчет 62/2 "Расчеты по авансам полученным" Задача ЗАО "Вега" получило 05.09.05 на свой р/сч предоплату 50% в сумме 59000. Товар отгружен по накладной в суме 118000 в т.ч. НДС 18000 руб.
51 | 62/2 | Получена предоплата на р/сч |
62/2 | 68/2 | Начислен НДС с предоплаты |
В НК РФ НДС, начисленный на сумму авансов, подлежит вычету после реализации товаров (работ, услуг), в счёт которых они были получены (п.8ст.171, п.6 ст.172 НК РФ).
Расссмотрим 2 варианта:
Вариант 1. Отгрузка-15.09.2005 (предоплата и реализация в одном налоговом периоде)
51 | 62/2 | Получена предоплата на р/сч |
62/2 | 68/2 | Начислен НДС с предоплаты |
62/1 | 90/1 | Отражена выручка от реализации товара, продукции. Работ, услуг |
90/3 | 68/2 | Начислен НДС с реализации |
68/2 | 62/2 | Восстановлен НДС с суммы предоплаты |
62/2 | 62/1 | Зачтена предоплата поставкой |
68/2 | 51 | Перечислен НДС за сентябрь до 20/10/2005г. |
Вариант 2. Отгрузка-25.10.2005 (предоплата и реализация в разных налоговых периодах)
51 | 62/2 | Получена предоплата на р/сч |
62/2 | 68/2 | Начислен НДС с предоплаты |
68/2 | 51 | Перечислен НДС в бюджет с предоплаты до 20/10/2005 |
62/1 | 90/1 | Отражена выручка от реализации товара, продукции. Работ, услуг |
90/3 | 68/2 | Начислен НДС с реализации |
68/2 | 62/2 | Восстановлен НДС с суммы предоплаты |
62/2 | 62/1 | Зачтена предоплата поставкой |
68/2 | 51 | Перечислен НДС за сентябрь до 20/10/2005г. |
Нормативные документы: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 июня 1998 г. N 569 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ КОМИССИОННОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ
Под комиссионером понимается организация независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли - продажи (далее именуется - договор).
Под комитентом понимается гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение.
Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
ПРАВИЛА КОМИССИОННОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ от 6 июня 1998 г. N 569 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.1999 N 1143, от 22.02.2001 N 144)
Статья 156. НК РФ Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
Комитент и комиссионер заключили договор комиссии в соответствии с которым комиссионер реализует товар, принадлежащий комитенту с участием в расчетах.
Продажная стоимость 236000 в т.ч. НДС 36000 руб. Вознаграждение-10% от стоимости реализованного товара
Учёт у комитента
1 | Дт | 45 | Кт | 41 | А | Отгружен товар комиссионеру |
2 | Дт | 62 | Кт | 90/1 | 236000 | Извещение отчета комиссионера об отгрузке (1 раз в месяц, если б/у "по отгрузке"; по мере поступления денег, если б/у "по оплате" - это должно быть указано в договоре) |
Дт | 90/3 | Кт | 68(76/1) | 36000 | ||
Дт | 90/2 | Кт | 45 | 236000 | Товар списан | |
3 | Дт | 44 | Кт | 76Поср | 20000 | Начислено комиссионное вознаграждение |
Дт | 19/3 | Кт | 76 | 3600 | ||
4 | Дт | 90/2 | 44 | В | Списаны издержки | |
5 | Дт | 76 | Кт | 68 | 36000 | Определен финансовый результат |
Дт | 51 | Кт | 62 | 212400 | Получены денежные средства от комиссионера | |
Дт | 76 | Кт | 62 | 23600 | Взаимозачёт с комиссионером | |
Дт | 68 | Кт | 19 | 3600 | Выделен НДС |
Учёт у комиссионера
- приняты от комитента товары на комиссию;
Дебет 51 Кредит 62 субсчёт "Расчеты с покупателями по товарам, принятым на комиссию"
- поступил платёж по комиссионной торговле от покупателя;
Дебет 76 субсчёт "Расчеты с комитентом по комиссионной торговле" Кредит 51
- полученные средства перечислены комитенту за минусом вознаграждения;
Кредит 004
- передан покупателю комиссионный товар;
Дебет 62 субсчёт "Расчеты с покупателями по товарам, принятым на комиссию" Кредит
76 субсчет "Расчеты с комитентом по комиссионной торговле"
- товар отгружен покупателю;
Дебет 76 субсчёт "Расчеты с комитентом по комиссионной торговле" Кредит 90-1
- начислено комиссионное вознаграждение; Дебет 90-3 Кредит 68
- начислен налог на добавленную стоимость с комиссионного вознаграждения.
Договор комиссии на закупку товара
Заказчик направляет средства поставщику на сумму 11800= в т.ч. НДС 1800=.
Заказчик
|
Посредник
|
||||||||
1. Перечислены денежные средства. | |||||||||
Дт | 76 | Кт | 51 | 118000 | Дт | 51 | Кт | 76 | 118000 |
Дт | 76 | Кт | 62АВ | 11800 | |||||
Дт | 62АВ | Кт | 68 | 1800 | |||||
2. Перечислено поставщику | |||||||||
Дт | Дт | Кт | 51 | 106200 (118000-11800) | |||||
3. Получен аванс от поставщика | |||||||||
Дт | 004 | 106200 | |||||||
4. Передача товара заказчику | |||||||||
Дт | 41 | Кт | 76 | 100000 | Дт | - | Кт | 004 | 106200 |
Дт | 19 | Кт | 76 | 18000 | Дт | 76 | Кт | 90/1 | 11800 |
Дт | 68 | Кт | 19 | 18000 | Дт | 90/3 | Кт | 68 | 1800 |
Дт | 62АВ | Кт | 76 | 11800 | |||||
Дт | 68 | Кт | 62АВ | 1800 |
Особенности учёт НДС при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и необлагаемых НДС.
Распределение входящего НДС
Уплата НДС идет по разным ставкам (0%,10%,18%).
НДС включается в стоимость этих ценностей, если они предназначены для осуществления операций, необлагаемых НДС. Входной НДС необходимо распределить пропорционально продажной стоимости облагаемых и необлагаемых НДС материальных ценностей, работ, услуг в общей стоимости материальных ценностей (ст.170 п.4).
Для расчёта берутся показатели того налогового периода в котором организация осуществляла как облагаемые так и необлагаемые НДС операции.
Пример:
Торговая организация осуществляет 2 вида деятельности по первому она уплачивает ЕНВД а по другому-является платильщиком НДС. Во втором квартале организация заплатила арендную плату за помещение, которое используется для обоих видов деятельности 53100= в т.ч. 8100=НДС. Стоимость отгруженной продуции (товаров) облагаемых НДС 236000= в т.ч. 36000 НДС. Выручка от деятельности, переведенной на ЕНВД 150000=. Общая сумма выручки без НДС=236000-36000+150000=350000. Доля выручки, необлагаемой НДС в общей сумме выручки равна 150000/35000*100=43%. Сумма НДС, которая будет учтена в расходах по деятельности, переведенной на ЕНВД. 8100*43%=3483
Сумма НДС, подлежащая вычету 8100-3483=4617
Дт | 60 | Кт | 51 | 53100 |
Дт | 19 | Кт | 60 | 8100 |
Дт | 68 | Кт | 19 | 4617 |
Дт | 44 | Кт | 19 | 3483 (невозмещаемый НДС) |
Распределим расходы по аренде между разными видами деятельности
53100-8100=45000
45000*43%=19350 (ЕНВД)
45000-19350=25650 (НДС)
Дт | 44/1 | Кт | 60 | 19350 |
Дт | 44/2 | Кт | 60 | 25650 |
НДС можно не распределять между облагаемыми и необлагаемыми операциями, а взять полностью в зачёт, если доля совокупных расходов на производство, и реализацию необлагаемое НДС не превышает 5% от общих расходов. Если раздельный учёт входящего НДС неорганизован, то сумму НДС нельзя принять ни к вычету, не учесть в расходах при определении базы по налогу на прибыль.
Дт | 91/2 | Кт | 19 | По бухгалтерскому учёту |
При выполнении следующих условий:
НАС не подлежит вычету, а включается в стоимость ОС в следующих случаях (ст.170 НК).
Продажа имущества, числящегося на балансе с учетом входного НАС
К такому имуществу относится:
При реализации такого имущества налоговая база определяется как разница между ценой реализованного имущества с учетом налога и стоимостью реализованного имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Пример: в 1998 г. был приобретен автомобиль за 180000 в т.ч. 30000 НДС. Сумма налога на приобретение автомобиля 30000, тогда балансовая стоимость 180000+30000=210000
В июне 2002г. автомобиль продан за 250000. Сумма амортизации на момент продажи 35000, остаточная стоимость 210000-35000=175000
НДС(250000-175000)*18/118=11441
Дт | 76 | Кт | 91/1 | 250000 | |
Дт | 91/02 | Кт | 68 | 11441 | |
Дт | 01 | Кт | 01 | 210000 | Списание остаточной стоимости |
Дт | 02 | Кт | 01 | 35000 | Списание амортизации |
Дт | 91/2 | Кт | 01 | 175000 | Списание остаточной стоимости |
Дт | 91/9 | Кт | 99 | 63559 | Финансовый результат |
Подрядный способ
Вычету подлежит сумма налога, предъявленная налогоплательщику подрядной организацией после принятия на учёт соответствующего объекта.
Дт | 08 | Кт | 60 | |
Дт | 19 | Кт | 60 | НДС |
Дт | 60 | Кт | 51 | Оплата затрат |
Дт | 01 | Кт | 08 | |
Дт | 68 | Кт | 19 | На зачёт НДС (строка 313 налог. декл.) |
Хозяйственный способ
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисления всех фактических затрат на их выполнение.
1 | Дт | 10 | Кт | 60 | Куплены материалы |
Дт | 19 | Кт | 60 | ||
2 | Дт | 60 | Кт | 51 | Оплата материалов |
Дт | 08 | Кт | 10 | Отпуск в производство | |
3 | Дт | 08 | Кт | 60 | |
Дт | 19 | Кт | 60 | Услуги сторонних организаций | |
4 | Дт | 60 | Кт | 51 | |
5 | Дт | 08 | Кт | 70,68,69 | Начислен Есн + травматизм |
6 | Дт | 08 | Кт | 02 | Амортизация |
7 | Дт | 08 | Кт | 76 | Пошлина (Письмо Минфина от 08.03.04 №16-00-14/121 "О принятии объектов недвижимости к бухгалтерскому учёту) |
8 | Дт | 76 | Кт | 51 | Налог начисляется после того, как строительство завершено и объект принят на учёт (после получения госрегистрации) |
9 | Дт | 01 | Кт | 08 | |
10 | Дт | 68 | Кт | 19 | |
11 | Дт | 19 | Кт | 68 | 18% от п.9(стр.250 налогового регистра) |
12 | Дт | 68 | Кт | 51 | Оплата НДС |
13 | Дт | 68 | Кт | 19 | Зачисление НДС |
Аренда Госкомимущества
Основание письмо ГНС от 20.03.1997 №ВЗ-2-03/260 о применении счетов-фактур при расчетах по НАС при аренде государственного и муниципального имущества
Дт | 20 | Кт | 76 | Начисление арендной платы |
Дт | 19 | Кт | 76 | НДС с арендной платы |
Дт | 76 | Кт | 68 | Начисление НДС к уплате в бюджет (стр. 090 налог. декларации раздел 2) |
Дт | 76 | Кт | 51 | |
Дт | 68 | Кт | 51 | Зачисление НДС в бюджет |
Дт | 68 | Кт | 19 | Регистрация счета-фактуры в книге продаж |
Рассмотрим хозяйственную ситуацию
1 | Дт | 68 | Кт | 51 | Оплачен НДС за представленный налоговый период |
2 | Дт | 10 | Кт | 60 | Получены материалы по РНК и с/ф |
Дт | 19 | Кт | 60 | ||
3 | Дт | 60 | Кт | 51 | Оплачена покупка |
4 | Дт | 68 | Кт | 19 | Зачёт НДС |
5 | Дт | 20 | Кт | 60 | Подписан акт с подрядчиком |
Дт | 19 | Кт | 60 | ||
6 | Дт | 60 | Кт | 51 | Оплачены работы |
7 | Дт | 68 | Кт | 19 | Зачет НДС |
8 | Дт | 62 | Кт | 90 | Подписан акт с заказчиком |
Дт | 90 | Кт | 68 | ||
9 | Дт | 62ав | Кт | 62 | В прошлом отчетном периоде был получен аванс |
Дт | 68 | Кт | 62ав |
Статья 169. Счёт-фактура НК РФ
Статья 176. Порядок возмещения налога НК РФ
Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 15.02.2005 N 93-О
НК РФ Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ
НК РФ Статья 151. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации
НК РФ Статья 152. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления
Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации
в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ
Начисление налога
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров на территории РФ. При этом согласно ст. 147 НК РФ в целях исчисления НДС местом реализации товаров признается Россия, если товар в момент отгрузки или транспортировки находится на ее территории. Таким образом, реализация товаров на экспорт подлежит обложению НДС. Пунктом 1 ст. 164 НК РФ установлено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется ставка налога в размере 0% при условии предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Сумма налога по операциям, связанным с реализацией товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции (п. 6 ст. 166 НК РФ). В пункте 6 ст. 164 НК РФ определена обязанность предоставления в налоговые органы отдельной налоговой декларации в случае осуществления операций по реализации товаров на экспорт.
Применение вычетов по НДС
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы предъявленного и уплаченного НДС при приобретении на территории РФ:
Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ при осуществлении экспортных операций налоговые вычеты производятся на основании отдельной налоговой декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Обратите внимание: право на применение вычетов при осуществлении экспортных операций имеют только плательщики НДС. У организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность подачи налоговых деклараций по НДС, в том числе по налоговой ставке 0%, - такие налогоплательщики не вправе получать возмещение по налоговым вычетам на основании деклараций, представляемых в налоговый орган. Данные разъяснения даны в Письме УМНС России по г. Москве от 07.04.04 № 21-08/23770.
Порядок подтверждения права на получение возмещения НДС
Данный порядок исчерпывающе изложен в ст. 165 НК РФ. Как правило, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и получения налоговых вычетов при реализации товаров в налоговые органы представляются следующие документы:
При вывозе товаров воздушным транспортом представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, расположенного за пределами таможенной территории России. Проставление на международной авиационной грузовой накладной отметок пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, не требуется (см., например, Постановление ФАС МО от 19.06.03 № КА-А40/3889-03).
В соответствии с п. 2 ст. 165 НК РФ при реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии (поручения либо агентскому договору) дополнительно необходимо представить договор комиссии, поручения или агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом. Указанные документы (их копии) налогоплательщик должен предъявить в налоговый орган в срок не позднее 180 дней, начиная со дня оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров (п. 9 ст. 165 НК РФ), одновременно с налоговой декларацией по НДС по ставке 0% (п. 10 ст. 165 НК РФ).
В Письме МФ РФ от 24.09.04 № 03-04-08/73 уточнено, что 180 дней - срок для подачи документов на применение "нулевой" ставки - исчисляются от даты отметки таможни на ГТД "Выпуск разрешён". Также в письме отмечено, что пени, которые компания фактически уплатила за опоздание со сроком представления пакета документов, ей возвращены не будут, - экспортёр может рассчитывать только на возврат НДС.
Таможенным кодексом РФ допускается возможность периодического декларирования вывозимых товаров. В этом случае согласно ст. 138 ТК РФ в таможенный орган первоначально подается временная таможенная декларация, а после убытия товаров с таможенной территории России экспортёр представляет полную таможенную декларацию. Таким образом, помещение товаров под таможенный режим экспорта при периодическом декларировании осуществляется в соответствии с временной декларацией. Следовательно, исчисление 180-дневного срока, установленного для сбора пакета подтверждающих документов, при периодическом декларировании вывозимых товаров следует производить со дня помещения товаров под таможенный режим экспорта на основании временной декларации. Такие разъяснения доведены до экспортеров, применяющих особый порядок декларирования, Письмом МФ РФ от 24.11.04 № 03-04-08/133.
Об отмене перечня традиционных экспортёров
Приказом ФНС от 21.10.04 № САЭ-3-03/5@ отменено понятие "традиционный экспортёр", а также перечень традиционных экспортёров. До принятия этого приказа экспортёры, входившие в этот перечень, представляли налоговые декларации по ставке 0% в те налоговые инспекции, где они состояли на учете, и решения о возмещении НДС принимались в данных инспекциях независимо от суммы налога. Остальные экспортёры, если была заявлена сумма налога менее 5 млн. рублей, сдавали декларации по месту своего учета, а в случае ее превышения - в региональное налоговое отделение.
В настоящее время указанный порядок изменён. Если экспортёр состоит на учете в межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, то решение о предоставлении льготы по НДС принимается по месту учета независимо от суммы налога. Если экспортёр не является "крупнейшим налогоплательщиком", то решение о возмещении НДС в пределах 5 млн. рублей также принимается по месту учета, а при сумме свыше 5 млн. рублей - в региональном управлении ФНС России.
Данным приказом признаются утратившими силу несколько писем налогового ведомства, в том числе Письмо МНС РФ от 27.11.00 № ВГ-6-03/899, в котором налоговым органам рекомендовалось проверять документы и принимать решение о возмещении НДС традиционным экспортёрам в течение месяца. Таким образом, экс-традиционные экспортёры теперь, возможно, будут ждать решения о возмещении налога три месяца (ст. 176 НК РФ), как и все остальные экспортёры.
О расчётах с бюджетом
По операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно по каждой операции, уменьшается на сумму налоговых вычетов и определяется по итогам каждого налогового периода (п. 1 ст. 173 НК РФ).
Превышение сумм налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ). Порядок возмещения сумм НДС экспортёру установлен п. 4 ст. 176 НК РФ.
Согласно этому пункту возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС по ставке 0% и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган проверяет обоснованность применения "нулевой" налоговой ставки и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налога.
Если налоговым органом полностью или частично отказано в возмещении НДС, то не позднее 10 дней он обязан представить экспортёру мотивированное заключение такого решения. Если в течение этого срока решение об отказе в возмещении сумм НДС не вынесено и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, то налоговый орган должен принять решение о возмещении на сумму, по которой нет решения об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.
В случае если налоговый орган принял положительное решение о возмещении сумм налога, но у налогоплательщика имеется недоимка и пени по НДС (либо недоимки и пени по иным налогам и сборам или задолженность по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат), то указанные суммы подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Такой зачет налоговые органы производят самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
При отсутствии указанной недоимки суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению. Налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и не позднее трех месяцев направляет его для исполнения в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения ими решения налогового органа. Если такое решение органы федерального казначейства не получат по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, то датой поступления данного решения признается восьмой день.
При нарушении сроков, установленных п. 4 ст. 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Об Определении КС РФ № 153-О
Арбитражный суд Челябинской области обратился в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности п. 4 ст. 176 НК РФ. Свое мнение по данному вопросу Конституционный суд выразил в определении № 153-О.
По мнению заявителя, норма п. 4 ст. 176 НК РФ противоречит ст. 19, 34 и 35 Конституции РФ, так как в силу своей неопределенности не позволяет однозначно определить порядок реализации права на вычет по НДС в отношении экспортных операций.
Конституционный суд отметил, что из положений ст. 164 - 166 НК РФ следует, что порядок обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов в значительной степени обособлен законодателем от общего порядка налогообложения, что исключает возможность их произвольного сочетания. Этим обстоятельством обусловлен и особый порядок возмещения сумм налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по ставке 0 процентов, установленный п. 4 ст. 176 НК РФ.
<...> Таким образом, норма пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации не является неточной, неясной и не препятствует реализации гражданами и их объединениями права на возмещение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Следовательно, в вопросе о том, соответствует ли данная норма Конституции Российской Федерации, неопределенность отсутствует, а запрос Арбитражного суда Челябинской области не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
В результате Конституционный суд подтвердил, что возвращать налог экспортёрам нужно только после проверки представленных ими декларации по НДС по ставке 0% и полного пакета подтверждающих факт экспорта документов. При этом возврату подлежит лишь та часть налога, которая осталась после погашения всей суммы задолженности налогоплательщика перед бюджетом.
Если налоговый орган отказал в возмещении НДС
С момента подачи декларации и документов, подтверждающих экспорт, налоговый орган имеет право в течение трех месяцев осуществить проверку указанных документов (п. 4 ст. 176 НК РФ).
В ходе проверки налоговым органом могут быть затребованы следующие документы:
Если налоговый орган отказал в возмещении НДС, то предприятие имеет право обжаловать его решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд в порядке, предусмотренном гл. 19 НК РФ.
Организация может подать жалобу с приложением обосновывающих документов в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня получения решения. Решение по жалобе принимается в течение месяца со дня ее получения.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Исковое заявление в суд может быть подано налогоплательщиком в течение трёх лет со дня получения решения налогового органа.
Обязательно ли письменное заявление экспортёра на возврат НДС?
Особо хочется остановиться на Постановлении Президиума ВАС РФ № 5351/04 . Высший арбитражный суд сделал однозначный вывод о том, что проценты на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются только в случае нарушения налоговым органом сроков возврата налога и только при наличии письменного заявления налогоплательщика. Если экспортёр не обращался в налоговую инспекцию с письменным заявлением о возврате указанной суммы налога, то проценты начислению не подлежат.
Таким образом, ВАС РФ подтвердил обязанность налогоплательщика направить в налоговый орган письменное заявление о возврате сумм НДС.
Момент начисления процентов
Рассматривая вопрос о моменте начала начисления процентов за нарушение срока возврата НДС, ФАС УО в постановлении от 12.11.03 № Ф09-3777/0АК указал, что в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель (здесь и далее выделено мной. - прим. авт.) после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
Таким образом, максимальный срок для возврата налогоплательщику налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 176 НК РФ, составляет три месяца, две недели и семь дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Именно с этого момента и должны начисляться проценты за нарушение срока возврата сумм НДС в пользу экспортёра.
О начислении пени
К сожалению, нередки случаи превышения налоговыми органами своих полномочий. Так, предметом рассмотрения Арбитражного суда Северо-Западного округа стало начисление налогоплательщику пени на сумму задолженности по экспортному НДС.
По мнению налогового органа, начисление пени обосновано тем, что в соответствии с Письмом МНС РФ от 27.06.00 № ФС-6-09/485@ для обеспечения надлежащего учета НДС по предприятиям-экспортёрам налог учитывается на двух карточках лицевого счета - по внутренним оборотам и по экспорту отдельно. <...> Следовательно, "для начисления пени по НДС - экспорту не имеет значения, была переплата или недоимка по лицевому счету по НДС - внутренние обороты".
Обжалуя в судебном порядке действия налоговой инспекции по проведению зачета в этой части, экспортёр указал на то, что "недоимка" по НДС появилась в результате неправомерных действий налогового органа, выразившихся в раздельном учете сумм НДС по экспорту и внутреннему рынку, вследствие чего переплата по одному из этих показателей необоснованно не засчитывается Инспекцией в счет задолженности по второму показателю.
В Постановлении ФАС СЗО от 06.10.03 № А13-9672/02-15 отмечено, что общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, определяется как сумма налогов, исчисленных по каждой установленной нормами главы 21 НК РФ налоговой базе в отдельности с применением соответствующих вычетов, а начисление пеней осуществляется в случае наличия недоимки по общей сумме налога. На этом основании суд сделал обоснованный вывод о неправомерности действий налогового органа, выразившихся в начислении пени в отношении экспортного НДС без учета налоговых платежей по внутреннему рынку.
О возможных ошибках экспортёров
К числу достаточно распространенных ошибок налогоплательщиков относится следующая. Организация приобретает товар с целью его реализации как внутри страны, так и на экспорт. При этом суммы "входного" НДС принимаются к вычету после оплаты и оприходования товара. Ошибка организации состоит в том, что не производится восстановление уплаченного поставщику налога с суммы товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Эта часть НДС подлежит вычету только после представления в налоговый орган декларации по ставке 0% и подтверждения факта экспорта. В данном случае налогоплательщику будут начислены пени по причине преждевременного возмещения налога из бюджета.
На необходимость восстановления суммы НДС, ранее принятой к вычету по внутренней налоговой декларации, и отражения этой суммы в налоговой декларации в том налоговом периоде, в котором указанные товары были оформлены в таможенном режиме экспорта, обращено внимание экспортёров в Письме УМНС России по г. Москве от 09.10.03 № 24-11/55368.
Пример 1.
ООО "Вега" в январе 2005 г. приобретены товары для перепродажи в количестве 20 шт. по цене 11 800 руб. на общую сумму 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. В этом же месяце произведена их оплата поставщику и принят к вычету НДС в сумме 36 000 руб.
В феврале часть товарной партии в количестве 15 шт. реализована российскому покупателю. В марте оставшееся количество товара (5 шт.) вывезено в режиме экспорта.
Восстановлению подлежит часть "входного" НДС, приходящаяся на сумму товара, реализованного на экспорт.
Эта сумма отражается в марте в бухгалтерском учете записью "Дебет 19 Кредит 68" и проставляется в обычной налоговой декларации по НДС за март по строке № 13 (код 370).
Право на предъявление этой части налога к вычету откладывается до представления в налоговый орган пакета документов, установленного ст. 165 НК РФ, и декларации по НДС по ставке 0%.
Заметим, что по вопросу определения периода восстановления "входного" НДС существует и другая точка зрения. Так, некоторые специалисты считают, что налог подлежит восстановлению в том налоговом периоде, в котором он был принят к вычету. Ээкспортёр обязан сдать уточненную декларацию, что влечёт за собой необходимость доплаты налога и пени за период с момента неправомерного вычета до даты восстановления сумм налога. По мнению автора, данная позиция верна в ситуации, когда налогоплательщик, приобретая товар, знает, что данный товар предназначен для вывоза за пределы РФ. Если в момент оприходования товара однозначно неизвестно, где он будет реализован - внутри страны или за ее пределами, то принятие НДС к вычету следует признать правомерным при условии соблюдения всех установленных требований (товар оплачен, предназначен для осуществления облагаемых НДС операций и имеется счёт-фактура).
Отсутствие раздельного учета "входного" НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и (или) реализации товаров на экспорт, также является одной из наиболее распространенных ошибок экспортёров. Необходимость ведения раздельного учета сумм "входного" налога оговорена п. 3 ст. 172 НК РФ, предусматривающим особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций. При этом установленная особенность возмещения НДС относится ко всем без исключения товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров в таможенном режиме экспорта, а именно: сырье, материалы, расходы на приобретение топлива, энергии, воды, транспортных услуг сторонних организаций и прочих общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации (либо расходов на продажу).
Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учётной политике.
Обратите внимание: производить деление сумм НДС по расходам, относящимся к реализации товара как внутри РФ, так и за ее пределами, необходимо в любом случае. Установленный п. 4 ст. 170 НК РФ уровень в 5% организация применять не вправе, так как речь в указанном пункте идет об осуществлении облагаемых и необлагаемых операций. Мы же рассматриваем реализацию товаров, облагаемых по разным ставкам (экспортные операции облагаются налогом по ставке 0% и не могут быть отнесены к операциям, не подлежащим налогообложению).
Принятая в организации методика учета "входного" НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров на экспорт. Эта часть "входного" налога подлежит возмещению в момент подтверждения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ.
Если экспортная сделка не подтверждена
Напомним, что если экспортная сделка не подтверждена в установленный срок, то на основании п. 9 ст. 165 НК РФ организация должна начислить НДС в бюджет.
Пример 2.
ООО "Вега" на экспорт были реализованы товары на сумму 100 000 руб. По истечении 180 дней пакет документов, подтверждающих экспортную сделку, не собран.
Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, будет равна 18 000 руб.:
Таким образом, НДС начисляется "сверх" суммы реализации. Применить расчётный метод и выделить НДС из суммы реализации организация не вправе, так как в сумму экспортной сделки по контракту налог не включен. Такое мнение, в частности, было высказано в Письме УМНС России по г. Москве от 10.09.02 № 24-08/41813. В этом случае после начисления налога в бюджет организация имеет право применить налоговые вычеты по суммам "входного" налога и НДС, уплаченного с экспортного аванса.
Письмом МФ РФ от 19.08.04 № 03-04-08/51 разъяснено, что НДС, начисленный с аванса под экспортную поставку, налоговые органы могут возместить из бюджета, когда будет подтвержден экспорт. Дело в том, что согласно п. 3 ст. 172 НК РФ "входной" НДС по экспортным операциям, включая налог, исчисленный с авансов, принимается к вычету на основании отдельной налоговой декларации, которую представляют в налоговую инспекцию после того, как будут собраны документы, подтверждающие экспорт. Поэтому, пока пакет таких документов не собран или не истекло 180 дней с момента оформления ГТД, налог, начисленный с авансов, к вычету принять нельзя. Аналогичная точка зрения выражена в Письме УМНС России по г. Москве от 30.10.03 № 24-11/60858.
Для целей исчисления НДС авансовыми платежами, поступившими в счёт предстоящей поставки товаров, будут являться денежные средства, полученные налогоплательщиками от покупателей товаров до их отгрузки. Таким образом, денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта, авансовыми платежами не являются и не включаются в налоговую базу по НДС до момента определения налоговой базы (п. 9 ст. 167 НК РФ). При этом названные денежные средства не включают в налоговую базу в размере, соответствующем доле отгруженных товаров. Такие разъяснения доведены до экспортёров Письмом УМНС России по г. Москве от 15.03.04 № 24-11/17795.
В Письме МФ РФ от 24.11.04 № 03-04-08/133 указано, что при периодическом декларировании, осуществляемом на основании временной декларации, платежи, полученные экспортёрами после даты, проставленной на временной декларации, не являются авансовыми и, соответственно, не включаются в налоговую базу по пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Если по истечении 180 дней со дня выпуска товаров таможенными органами экспортёр не представил в налоговые органы документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, операции, связанные с реализацией товаров на экспорт, подлежат налогообложению по ставкам НДС 10% или 20% (п. 9 ст. 165 НК РФ). Таким образом, реализация товаров уже не рассматривается как операция, облагаемая по ставке 0%, соответственно, на нее не распространяется порядок предоставления вычетов, установленный п. 3 ст. 172 НК РФ. Поэтому начисление налога по такой реализации с использованием ставок 10% или 20% автоматически дает налогоплательщику право на получение вычета "входного" НДС в общеустановленном порядке.
О причинах отказа в возмещении НДС
Рассмотрим наиболее распространенные причины, по которым налоговые органы отказывают экспортёрам в возмещении НДС.
Конечно, рассмотреть и даже перечислить все вероятные причины возникающих конфликтов между экспортёрами и налоговыми органами по поводу возмещения НДС невозможно. Автор не ставит это своей целью. Обобщая вышеизложенное, следует признать, что, по сути, все причины возникающих конфликтных ситуаций можно сгруппировать в две основные группы: первая - превышение полномочий налоговыми органами и допущение с их стороны расширительного толкования НК РФ; вторая - небрежность налогоплательщиков при сборе и оформлении документов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.
Как показывает практика, и та, и другая проблема разрешима. Первая обычно решается в арбитражном суде, и рассмотренные выше примеры показывают, что суды в своих постановлениях поддерживают налогоплательщиков и указывают на неправомерность действий налоговых органов.
К сведению налогоплательщиков: право организаций направлять в суд в качестве своих представителей не только адвокатов и штатных юристов, но других лиц по выбору налогоплательщика, подтверждено в Постановлении КС РФ от 16.07.04 № 15-П и Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 82. Причем в суд может быть направлен и человек без юридического образования - АПК такого требования не содержит. Единственный документ, который необходим представителю, - доверенность. Таким образом, защищать интересы предприятия в судебных органах могут и аудиторы.
От редакции: для фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, консалтинговая группа "Аюдар" предлагает свои услуги по возврату НДС экспортёрам, включающие профессиональную правовую защиту Ваших интересов, а это, в свою очередь, гарантирует законное получение положительного результата. Мы поможем Вам не только решить возникшие проблемы, но и предотвратить возможные ошибки на стадии планирования Вами экспортной поставки. Подробную информацию вы можете получить на нашем сайте: www.audar.ru.
Вторая проблема чаще всего возникает из-за неаккуратно оформленных и заполненных документов, поэтому налоговые органы и отказывают в возмещении НДС по такому формальному основанию.
Причина - отсутствие в штате предприятия специалиста по внешнеэкономической деятельности либо низкая его квалификация.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на разработанный МНС РФ Временный Регламент проведения проверок обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС (далее - Регламент). Этот документ разработан исключительно для налоговых органов, но может быть полезен и экспортёрам. Изучив порядок и методику проведения проверки, организации-экспортёры и их контрагенты смогут избежать некоторых ошибок. Регламентом установлено, что проверка проводится в два этапа. Первый - предварительный этап начинается после регистрации счетов-фактур в налоговой инспекции. В течение трех дней с момента регистрации налоговый орган определяет экспортёров, которые будут подвергнуты проверке. В первую очередь к ним относятся:
Задача предварительного этапа - проверка поставщиков экспортного товара (выявление фирм-"однодневок"; является ли товар, вывезенный на экспорт, характерным для поставщика, не завышена ли его стоимость; перечислен ли НДС поставщиком в бюджет и др.). В случае если поставщик экспортного товара не является его производителем, проверяется вся цепочка поставщиков, до выявления реального производителя. Вся полученная на этом этапе проверки информация будет храниться в налоговой инспекции до тех пор, пока экспортёр не представит декларацию по НДС по ставке 0% и пакет подтверждающих документов.
На втором этапе проверки обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС рассматривается представленная декларация (правильность заполнения, пересчёта валюты в рубли и т.д.), полнота подтверждающих факт экспорта документов, бухгалтерских регистров и первичных документов, обосновывающих отражение в учете операций, сопутствующих экспорту.
Порядок сопоставления всех полученных сведений раскрыт в п. 3.5 Регламента. Особое внимание налоговые органы обратят на расчёты по сделке через счёта, открытые в одном банке, и произведенные в течение одного операционного дня; на первичные документы нескольких поставщиков, оформленные в течение одного дня; на несовпадение дат на приходных и отгрузочных документах; на отсутствие денег на расчётном счёте в момент совершения операции и т.п. По окончании всех этих мероприятий налоговым органом будет принято решение о возмещении сумм НДС.
К сведению налогоплательщиков: в соответствии с Приказом Генеральной Прокуратуры РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МНС РФ, ГТК РФ № 16/226/219/БГ-3-06/166/370 при проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны выявлять следующие нарушения:
В трёхдневный срок со дня обнаружения указанных обстоятельств налоговые органы направляют данную информацию в соответствующий таможенный орган, который производил оформление товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Текст - Козловой Т., вёрстка - Бирюковой Е.